Теоритическая основа учения

13.03.2022

Одним из важнейших положений методики истории и одним из условий ее дальнейшего плодотворного развития мы считаем освобождение от тезиса о безусловной связи между методом и дидактической задачей, признание ежедневно подтверждаемого практикой преподавания истории факта гибкости каждого из методов, т. е. его способности в различных вариантах служить решению различных дидактических задач во всех последовательных звеньях процесса обучения — усвоения.

Мы стремились проследить и другую сторону диалектической природы методов обучения — их вариантность, позволяющую решать каждую дидактическую задачу различными методами и приемами. Для этого проводился вебинар для учителей музыки, истории и географии. Этим открывается возможность научно обоснованного выбора наиболее целесообразных методов и приемов работы в зависимости от содержания изучаемого материала, подготовленности класса, идейно-воспитательных и познавательных задач.

Гибкостью и вариантностью методов обучения определяется практически неисчерпаемое многообразие методики проведения уроков истории, а понимание урока как звена, как органической части школьного курса истории, определенного раздела, темы, понимание урока как такого этапа в раскрытии конкретного содержания темы, в котором реализуется либо преимущественно один из закономерных моментов усвоения данной темы, либо относительно законченный процесс усвоения небольшого учебного материала, дает возможность построить гибкую, практически применимую, теоретически обоснованную типологию уроков истории, которая помогает целесообразно построить каждый очередной урок, творчески (а не механически) распределив материал темы и воплотив его не в простом чередовании, а в единой и гибкой системе уроков различного типа, эффективно использовав богатство методов и методических приемов. С другой стороны, намеченная классификация типов уроков истории не исключает, а, наоборот, предполагает выработку в практике советской школы новых типов и разновидностей уроков истории, обеспечивая научное предвидение в этой области и теоретически ориентируя творческие поиски учителя.