Более 775 миллионов человек в мире неграмотны, каждый пятый не получает минимального базового образования, и более четверти взрослого населения окончили только начальную школу. Все эти люди в итоге остаются на задворках рынка труда. Такие факты прозвучали за круглым столом саммита G20, посвященном проблемам занятости населения. Его участники сошлись во мнении, что страны «Большой двадцатки» должны в первую очередь позаботиться о создании высококачественных систем образования.
Одним из основных направлений политики государств «Большой двадцатки» является создание спроса на рабочую силу. Об этом говорили участники круглого стола «Борьба с безработицей и создание рабочих мест – общая цель G20». Особое внимание они уделили вопросам образования, подчеркнув, что именно оно играет важнейшую роль в решении проблем занятости населения.
«Человек всегда должен быть готов учиться. Будь то получение первой специальности или повышение квалификации при уже имеющемся опыте работы», - считает председатель целевой группы Business 20 Давид Якобашвили. - «Создание рабочих мест, занятость и инвестиции в человеческий капитал. Мы должны в первую очередь позаботиться о создании высококачественных системах образования, которые обеспечат приобретение ключевых знаний и компетенций».
Эту же мысль озвучил на своем брифинге министр труда и социальной защиты России Максим Топилин. По его словам, в вопросах рынка труда наша страна сегодня находится в неплохой ситуации. Вместе с тем в ближайшее время специалистам предстоит сосредоточиться на мерах, которые позволят повысить качество профессиональной подготовки и переобучения безработных граждан.
«Эта тема наиболее актуальна для членов G20 и активно обсуждалась на встрече министров труда государств «Группы двадцати», - рассказал он, добавив, что меры по повышению качества подготовки специалистов принимаются сегодня во всех странах. Например, многие начинают активно привлекать к обучению кадров представителей предпринимательского сообщества, то есть будущих работодателей.
Руководитель направления «Занятость» Экспертного совета по «Группе двадцати» Елена Зотова рассказала о нововведениях в решении вопроса занятости, которые были введены в год председательства России:
«Проблема безработицы и раньше присутствовала в повестке «Двадцатки», но предыдущие четыре года она рассматривалась с позиции предложения труда: как помочь безработным, как повысить эффективность служб занятости. Мы же предложили взглянуть на вопрос с позиции спроса на труд, а именно: создание новых качественных и престижных рабочих мест».
За год был также проведен мониторинг выполнения странами обязательств в сфере занятости. При этом страны оценивали себя сами, что позволило наладить обмен опытом. «На рынках труда мы видим много национальных особенностей, с ними необходимо считаться. Опираясь на опыт разных стран, мы не искали универсальных рецептов, мы предложили корзину мер, из которых каждая страна сможет выбрать те, которые в наибольшей степени соответствуют ее интересам», - подчеркнула Елена Зотова.
Генеральный секретарь Международной организации работодателей Брент Уилсон пообещал, что на следующем саммите «Большой двадцатки», который пройдет под председательством Австралии, вопросы создания рабочих мест и занятости населения будут стоять на первом месте.
Мы, корреспонденты Школьной редакции Серафима Куликова и Анастасия Петронговская, задали участникам круглого стола вопрос о том, какие меры будут приняты для того, чтобы привлечь молодежь на рабочие специальности. Этот вопрос в нашей стране в последнее время обсуждается очень активно. На наш вопрос ответил заместитель министра труда и социальной защиты РФ, сопредседатель рабочей группы по занятости в G20 Алексей Вовченко. Он охотно поделился планами, рассказав, что для этого государство будет улучшать условия рабочего труда на предприятиях, а также развивать в нашей стране систему стажировок специалистов в европейских странах.
В общем, планы «Большой двадцатки» на ближайшее трудовое будущее грандиозны. Ну а мы, школьники, надеемся на скорейшее снижение безработицы среди молодежи. И, конечно, с нетерпением ждем усовершенствования систем образования во всем мире.
Серафима Куликова, Анастасия Петронговская
школьная редакция портала "Реальная школа"