Тайны Дарвиновского музея
13 авг. 2013 г.

Тайны Дарвиновского музея

Процесс эволюции оставалось либо просто учить, либо пытаться нарисовать в своём воображении, что получалось с трудом. Зато если бы нас хотя бы один раз сводили в Дарвиновский музей… , то наверное, тогда я стал бы биологом, а не журналистом.

Мы заходим в большое, едва освещенное помещение. Неподалёку возвышаются фигуры слонов, жирафов и других животных. Это чучела, однако, из-за того, что в безлюдных залах царит полумрак, кажется, что звери сейчас оживут. Я ловлю себя на мысли, что все это напоминает известный американский фильм, в котором герой остаётся на ночь в музее.

Наконец лампы загораются и освещают главный зал Дарвиновского музея. История этого замечательного места уходит своими корнями в начало XX века. В 1907 году учёный Александр Котс начал читать лекции в здании Высших женских курсов, где в зоологической лаборатории он выставлял чучела животных, ставших первыми экспонатами. С того момента прошло 106 лет, музей разросся и занял новое современное здание, однако всё в нём дышит историей.

Первый же экспонат, с которым мы встречаемся при входе в главный зал - чучело африканского слона. При жизни могучее животное принадлежало Николаю II, последнему русскому императору. Перед началом Гражданской войны слона решили перевезти из Гатчины, где он жил, в Москву, однако по пути питомец простудился и умер. В течение следующих 10 лет шкура животного хранилась в Политехническом музее. Там её и нашел Александр Котс и поручил лучшему таксидермисту музея Ф.Е. Федулову сделать чучело. Работа началась с того, что художник-анималист В.А. Ватагин нарисовал контур слона в натуральную величину, изучив заранее позы, которые может принимать это животное. Затем был сделан металлический каркас, его обернули соломой и на него надели ту самую шкуру.

В экспозиции Дарвиновского музея можно увидеть не только разнообразие животного мира, но и проследить историю создания многих хранящихся здесь ценностей. Когда мы останавливаемся около чучела обезьяны, руководитель пресс-службы музея Татьяна Коровкина рассказывает нам еще одну историю о Ф.Е. Федулове. В 1914 году таксидермист приступил к изготовлению чучела гигантской гориллы. Работа была кропотливая, но интересная: Федулов продумывал и подбирал каждую деталь — от позы до «выражения лица» будущего экспоната. Работу не смогла прервать даже Первая мировая война: во время кратковременных отпусков по случаю награждения первым и вторым Георгиевскими крестами мастер продолжал трудиться, пока, в конце концов, обезьяна не заняла достойное место в коллекции музея. Но на этом история данного экспоната не закончилась. В 2010 году в подставке чучела нашли бесформенный бумажный ком. В набивочном материале были найдены отрывки из черновиков рукописи о птицах Кавказа и часть переписки известного орнитолога конца XIX — начала XX веков Федора Карловича Лоренца.

Как и чучело слона, многие экспонаты музея достаточно старые, им более 100 лет, однако есть и исключения. В главном зале среди травы притаился нильский крокодил, оказавшийся здесь совсем недавно. Сотрудники Шереметьевского аэропорта несколько лет назад задержали на таможне нелегальное чучело, которое позже по решению суда было передано Дарвиновскому музею.

Мы же поднимаемся по лестнице и проходим в следующий зал. Тут нам наглядно показывают, как проходило становление наук об окружающем мире. С одной из витрин на нас смотрит бородатый мужчина в средневековом одеянии. Это алхимик, и в данный момент он увлеченно трудится над созданием «философского камня». Другая витрина представляет собой каюту корабля. Работники музея воссоздали обстановку, в которой Чарльз Дарвин работал во время своего знаменитого путешествия на судне «Бигль». Кроме того, в этом зале мы находим и макет древней книги по зоологии, на страницах которой изображены драконы. Да, когда-то учёные действительно верили, что подобные фантастические создания существуют.

В одном из залов нам показывают коллекцию альбиносов - животных с неестественно белым цветом кожи. Здесь и длиннохвостый суслик, и горностай, и абсолютно белый павлин, который от этого ничуть не теряет своей красоты. Как выясняется, чучело белки-альбиноса попало сюда не самым обычным образом. Дело в том, что этот экспонат основатель музея выменял… на самовар. Однажды на улице он увидел в окне чучело белой белки и попросил хозяйку продать его. Та же ни в какую не соглашалась на подобную сделку. В конце концов, Александр Фёдорович предложил обменять чучело на самовар, который тогда был большой ценностью. Учёный, опасаясь, что хозяйка передумает, немедленно бросился домой. Семья готовилась пить чай, самовар закипал. Представьте себе удивление домочадцев, когда, ухватив раскалённый самовар, Котс выплеснул воду и унес его в неизвестном направлении.

Немало других интересных чучел мы встречаем в музее. Вот на нас благородно смотрит из-за стекла гибрид тигра и льва по имени Аполло, а рядом как будто съёжились маленькие львята, напоминающие котят. Отдельный стенд посвящен различным породам собак. Рассматривать их чучела особенно интересно: они сделаны больше века назад и за это время некоторые породы изменились. Кроме того, здесь находится и чучело английского коккер-спаниеля, который при жизни принадлежал семье Сталина. На семидесятилетие Иосифа Виссарионовича вождю среди прочих 30 000 подарков вручили этого рыжего пса. Спаниель, считавшийся тогда еще охотничьей породой, помогал охотиться сыну Сталина Василию, а после смерти шкура пса была передана музею.

Среди экспонатов немало скелетов различных животных. Тут и скелет змеи, больше походящий на длинную нить с нанизанными на неё кольцами, и скелет дельфина. Скелет небольшой обезьянки напоминает человеческий, только поменьше и с хвостом.

Один из залов практически полностью посвящен эволюции человека, или, говоря научным языком, антропогенезу. Там представлены бюсты созданий, которые считаются нашими предками, а также их кости и черепа, найденные по всему земному шару. Совершенно неожиданно мы сталкиваемся среди подобных экспонатов с представителем вида человека разумного. За стеклом сидит манекен, изображающий самого обычного нашего современника в домашней обстановке. Рядом с ним застыл кот, чуть поодаль - маленькая мышка, а на окне – голуби.
Сюрпризом становится экспозиция «Пройди путь эволюции». Это целый лабиринт, олицетворяющий процесс развития живой природы на протяжении миллионов лет. Попав сюда, представляешь, будто бы ты находишься на подводной лодке и изучаешь самых древних обитателей нашей планеты. Так, например, в одном из иллюминаторов на меня смотрит огромный ракоскорпион, предок рака и скорпиона. «Путь эволюции» интересен и тем, что ты попадаешь в другой мир и совсем забываешь, что находишься в музее. Вокруг что-то шипит, бурлит; неожиданно где-то загорается свет, открывая новые тайны антропогенеза. Помимо этого, к эволюции можно в буквальном смысле прикоснуться: многие вещи дают потрогать. Когда еще доведётся случай провести рукой по зубу мамонта?

Завершается наша экскурсия на крыше. Проведя нас по каким-то коридорам и оранжерее, Татьяна Коровкина выводит нас в зал, расположенный под открытым небом. Здесь проходит выставка изображений животных «Бестиарий». Однако они интересны больше простым посетителям, нежели учёным. Вряд ли кто будет серьезно изучать фантастического вида рыбу из глины или забавную птицу из медной проволоки, носящую имя «Кваква».

Покидая музей, я вспоминаю уроки биологии в своей школе. Мы зубрили все по учебникам, и лишь некоторые эпизоды курса анатомии нам показывали наглядно на скелете, которого учительница любовно звала то ли Василием, то ли Сергеем. Процесс эволюции оставалось либо просто учить, либо пытаться нарисовать в своём воображении, что получалось с трудом. Зато если бы нас хотя бы один раз сводили в Дарвиновский музей… , то наверное, тогда я стал бы биологом, а не журналистом.

Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-службу Дарвиновского музея.

Виталий Михайлюк
Школьная редакция Портала «Реальная школа»

Прокомментировать

Авторизуйтесь, чтобы сразу видеть ваши коменарии. Сообщения содержащие нецензурную лексику будут удалены.