На это мероприятие дизайнеры, ученые и художники из России, США, Голландии, Швеции и Японии привезли свои уникальные, известные на весь мир работы, общими для которых были необычность замысла и потрясающее воплощение. Попав на фестиваль, я подумал – как бы не разорваться от желания поспеть всюду. Тут были огромные арт-объекты – и небольшие роботы, распознающие человеческие лица и реагирующие на движения. Поражающие воображение инсталляции художника Николая Полисского – конструкции из блестящих пластин на деревянном каркасе причудливой формы, в сборке которых участвовали сами зрители. А огромные, сделанные из пластиковых труб "песчаные животные" известного голландского художника Тео Янсена передвигались сами – точнее, с помощью особой пневматической системы!
На каждом шагу – не просто экспонаты, а явления, требующие активного изучения. Или даже творческого участия. К примеру, посетители могли построить мифологическое существо из специального "конструктора", состоящего из частей тела необыкновенных животных. Поучаствовать в раскопках – специально для этого была устроена «Палеонтологическая песочница», в которой затерялись кости динозавров и древние артефакты. Точнее, их приблизительные копии – но ради доброй археологической охоты подлинностью можно пренебречь.
Не менее удивительным оказался научный аттракцион "Неньютоновская жидкость". Нам показали вещество двойственной природы – оно похоже на жвачку, в спокойном состоянии оно ведет себя как густое варенье и просто растекается по поверхности. Но при определенном воздействии начинает неожиданно твердеть и становится похожим на крепкую, упругую резину. Залитый этой жидкостью небольшой бассейн привлек внимание большого количества людей – все они пытались «ходить по воде». Действительно, если идти по поверхности бассейна на большой скорости, то жидкость выталкивает тебя. Но стоит затормозить – и вымазанные в вязкой «жвачке» ноги тебе обеспечены. К тому же эта жидкость еще и очень сложно отходит от грубых поверхностей. Но любителей ставить опыты на себе это, конечно, не останавливало.
Кроме интерактивных площадок, на фестивале показали мультимедийную постановку, прочли множество лекций и показали фильмы с презентациями. Мне больше всего запомнилась авторская переработка древнегреческого мифа о Дедале и Икаре, предложенная известным немецким физиком Брайаном Грином. Миф об Икаре в современном прочтении рассказывает о великих научных открытиях, а сам герой бросает вызов не Солнцу, а неотвратимому притяжению черной дыры. Фильм выполнен в футуристическом абстрактном стиле, уносящем сознание зрителя в космические дали. Но зрители смотрят не просто кино, восприятию фильма добавляет красок участие настоящего оркестра и комментарии чтеца. В общем, и от спектакля, и от самого фестиваля осталось нереальное впечатление! Именно здесь легко понять, что мир намного интереснее и насыщеннее, чем мы думаем!
Приобщился к научному искусству Иван Слободяник
Школьная редакция интернет-портала «Реальная школа»