Их именами называют школы и улицы, про них выходят передачи по телевизору, твои родители знают об их подвигах – раньше в школах подробно рассказывали о подростках, ставших героями Отечественной войны. Сейчас только некоторые учителя упоминают о них: в современном учебном плане на события сороковых годов отведено всего несколько учебных часов. Поэтому эти имена вряд ли знаешь ты или кто-то из твоих одноклассников. А на запыленный памятник у школы никто не обращает внимания – ну какой-то пионер-герой стоит. А между прочим, все школьники-герои вообще-то были такими же, как и ты. Переживали из-за учебы и первой любви, гуляли с друзьями, ссорились и мирились с родителями. А потом началась война.
Школьники были героями не только на фронте, но и в тылу. Вместо школы или после уроков они надевали родительские ватные телогрейки и ботинки на деревянной подошве и шли на завод, работать до позднего вечера. Семиклассница Аня Белкина на заводе по изготовлению резины должна была пять тысяч раз за смену смешать химикаты для каучуковой смеси. Десятиклассник Митя Ключин, который никогда раньше не видел фабричного станка, выполнял работ в три раза больше, чем взрослые. Школьники работали не только на заводах, но и в колхозах. Причем школьники из города, которые, как и ты, эту картошку с морковкой раньше видели уже готовую на тарелке, и не знали, как ее выращивать. Кто-то вязал и шил вещи для солдат, кто-то – копил карманные деньги и отправлял их в госпиталь. А кто-то уходил на фронт воевать. Причем – не всегда по своей воле.
Марат Казей ушел к партизанам после того, как немцы казнили его маму. Стал разведчиком, минировал железную дорогу, а когда оказался в безвыходной ситуации, окруженный врагами, то взорвал гранатой и себя, и их.
Валя Котик выслеживал фашистские посты, а когда узнал, что против партизан собирают карательную операцию, убил офицера, который должен был ее возглавлять. Погиб он в бою, в котором участвовал вместе со взрослыми солдатами.
Леня Голиков закладывал мины на дороги, мосты и склады. Однажды он один на один преследовал немецкого офицера, у которого были важные документы, и, в конце концов, отобрал их. А погиб – тоже в бою.
Зина Портнова участвовала в подпольных операциях – разбрасывала листовки, была разведчиком, помогала партизанам. Ее выдали, и школьницу пытали и убили фашисты, которым она не рассказала ни одного военного секрета.
Надя Богданова прикидывалась нищенкой, чтобы бродить среди гитлеровцев – она знала немецкий язык и могла подслушивать, а потом рассказывать чужие планы партизанам. Ее казнили дважды, оба раза она выживала – и после войны даже отыскала тех, с кем вместе вела подпольную борьбу.
Даже тех, кто не воевал, можно смело назвать героем: достаточно лишь почитать военные дневники школьников, в которых описывается, каково им пришлось. А немалая часть сегодняшних бабушек и дедушек во время войны и были этими самыми школьниками, такими, как ты. Так что подари бабушке с медалями гвоздику и улыбнись – может быть, она тоже на мгновение почувствует себя школьницей.
Подготовила Алена Муравлянская