Стратегии – крайне неоднородный жанр компьютерных игр. Есть здесь и Starcraft’оподобные RTS с их отточенными схемами игры в мультиплеере, молниеносными rush’ами и необходимостью очень быстро и точно щелкать мышью. Есть задумчивые и хитроумные TBS-варгеймы, которые были так прекрасны на рубеже веков (Panzer General, да), но потом с ростом аппаратных мощностей и повальной увлеченностью навороченной графикой про них как-то забыли. Пожалуй, последняя на данный момент звезда, рожденная в этом поджанре – «Обитаемый остров» 2007-го года от Wargaming по мотивам Стругацких. А есть две совершенно потрясающие серии, каждая из которых родила по целому направлению в жанре стратегий. Игровой процесс в обеих не только не ограничивается кровавым месивом разной степени интеллектуальности – более того, и там, и там в принципе можно почти не воевать, и это не помешает победить. Обе серии успешно существуют уже больше двадцать лет, не меняя разработчиков и обыгрывая подражателей. Первая – это, конечно, «Цивилизация» Сида Мейера. Но речь сегодня пойдет не о ней, а о родоначальнице немецкой школы RTS, The Settlers от Blue Byte.
Дело в том, что только что была анонсирована новая, восьмая часть серии. К сожалению, немцы – довольно молчаливые ребята, и все, чем они угостили нас на данный момент – этот ролик.
Кроме того, у нас есть слухи, по которым релиз The Settlers: Kingdoms of Anteria планируется до конца этого года. Плюс есть информация, что помимо классического градостроения нам предстоит управление неким защитником или же, в другом переводе, чемпионом, то есть главным героем города. В принципе, учитывая то, что мы знаем о серии, это немало.
А что мы, собственно, о ней знаем? Отличительной особенностью Settlers всегда был относительно неспешный геймплей с большим вниманием к экономической составляющей. В частности, немцы из Blue Byte всегда хорошо помнили, что поселенцы не едят свежесобранное с полей зерно – а значит, правитель, желающий накормить своих граждан хлебом, должен озаботиться сперва фермерами, которые будут собирать зерно, потом мельниками, которые будут перемалывать его в муку, потом пекарями, которые будут выпекать хлеб – и только потом доставкой продукта конечным едокам. И такие длинные производственные цепочки здесь повсюду.
Последние на данный момент части серии – седьмая и онлайновая – признаны очень удачными. Седьмая – чуть ли не логическим венцом всей серии, к которому разработчики упорно шли на тот момент 16 лет. Куда серия будет развиваться дальше – вот в чем вопрос. С одной стороны, хочется верить в лучшее и полагать, что теперь Blue Byte а) не изгадят; б) разовьют; в) приумножат свои достижения. Но есть тревожный звоночек в том, что касается этих самых чемпионов. Дело в том, что ставка на активно действующих героев по факту лишила всех традиционно сильных сторон The Settlers одну из прошлых частей серии – Heritage of Kings. Может быть, ее и нельзя было назвать однозначным провалом, но для преданных фанатов серии она была как плевок в суп, а внезапно появившуюся конкуренцию с Warcraft не выдерживала. Учтут ли немцы этот печальный опыт, не превратят ли в такое же УГ восьмую часть? Будем надеяться.
Александр Родимцев