Духовный механизм ребенка

17.12.2015

К счастью для вас, учителей, с элементами, из которых составлен духовный механизм, а также с их действием нетрудно познакомиться. И так как самые общие элементы и процессы составляют именно те части психологии, которыми учитель наиболее непосредственно может пользоваться, то отсюда следует, что необходимые для каждого учителя психологические познания не обязательно должны быть очень обширны. Те, кто чувствует влечение к предмету, могут пойти дальше, насколько пожелают, и от этого, вероятно, не сделаются худшими учителями, хотя у некоторых из них и обнаружится небольшая потеря равновесия, потому что все мы склонны придавать преувеличенное значение тем сторонам какого-либо предмета, которыми мы усиленно теоретически занимаемся. Для большинства же из вас достаточно будет общего обзора психологии, разумеется, если этот обзор будет сделан правильно. Обзор может, так сказать, уместиться на ладони.

В качестве учителей вы меньше всего должны относить к своим обязанностям разработку отдельных психологических вопросов или методичное, ответственное собирание психологических наблюдений. Я боюсь, что некоторые лица, увлеченные изучением детства, взваливают на вас в этом отношении известное бремя. Пусть изучение детства подвигается вперед всеми средствами, так как оно дает нам наиболее здравое понимание жизни ребенка. Есть учителя, которым доставляет удовольствие ведение записей, собирание наблюдений и вычисление процентов в полученных таким образом статистических таблицах. От этого их жизнь, без сомнения, становится полнее, и если подобные статистические результаты в общем, по-видимому, имеют лишь незначительную ценность, то лежащие в их основе записи об интересных случаях и наблюдениях, наверное, лучше познакомят нас с нашими учениками. Наш глаз и наше ухо привыкнут легче узнавать в каждом отдельном ребенке те процессы, описание которых мы встретили в подобных заметках и которые в противном случае, быть может, прошли бы незамеченными. Но ради самого неба оставим в покое большинство учителей, если они того желают, и освободим их от обязанности участвовать в этой работе. Не будем провозглашать изучение детской природы непременной обязанностью и не станем взваливать его на тех, для кого оно явится тяжелым бременем и кто сам не чувствует влечения к нему. Я совершенно согласен здесь со своим коллегой, профессором Мюнстербергом, который говорит, что отношение учителя к ребенку прямо противоположно отношению психолога-наблюдателя, так как первый имеет дело с практическо-этической задачей, между тем как цель второго — теория и анализ. Хотя некоторые из нас и могут успешно соединять обе задачи, но у большинства они неизбежно приходят в столкновение друг с другом.