Рецензия на фильм «Легенда Хью Гласса»
Художественный фильм «The Revenant» стал вторым фильмом талантливого мексиканского режиссера Алехандро Иньяриту, снятым в Голливуде. Как и предыдущий фильм режиссера под названием «Birdman», «The Revenant» получил свой вагон Оскаров и престижных кинонаград. Важнейшим было вручение Оскара актеру Леонардо ди Каприо, которое и он, и его поклонники ожидали очень долго. Но заслуженными были ли все эти награды?
Причиной разочарования от просмотра фильма «The Revenant» могут стать завышенные ожидания, которые вызваны рядом факторов, таких как: знакомство с творчеством Алехандро Иньяриту (его фильмы «Любовь собачья» (или «Сука любовь», как его перевели прокатчики), «Вавилон», «Бьютифул», « Человек-птица» по-своему являются шедеврами кинематографа) знакомство с творчеством и убежденность в актерском мастерстве Леонардо ди Каприо; просмотр промо-трейлеров к фильму задолго до премьеры, после чего может сложиться впечатление, будто - вот он, реализм в кино.
Тяжело понять логику прокатчиков, которые дали фильму название «Легенда Хью Гласса». Кто это большинство людей не знали и не знают. Если бы это было рабочее название фильма, это бы еще куда ни шло. Кстати перевод названия фильма «Выживший», также не передает суть. Если полазить по английскому словарю, то окажется, что слово «revenant» переводится, как «призрак» или, если точнее, «тот, кто вернулся из мертвых». Авторы фильма даже в трейлере старались объяснить переводчикам, какую суть они закладывали в название фильма - персонаж ди Каприо говорил: «Я не боюсь умереть, я уже умер». Но все это притирки. О чем же фильм?
В основе сюжета лежит реальная история американского первооткрывателя / охотника / торговца мехом Хью Гласса, который прославился тем, что в 1823 году во время похода пережил нападение медведицы, в результате чего получил серьезные ранения. Товарищи Гласса решили, что его раны смертельные, что он умрет быстрее, чем они доберутся до ближайшего пункта, где могли бы оказать медицинскую помощь, поэтому решили не тянуть раненого с собой, а оставить умирать. Правда, руководитель отряда, с которым шел Гласс приказал двум своим людям, какому0то Фитцджеральду и более известному Джиму Бриджеру побыть с Глассом пока тот не умрет. Но когда Хью два дня не хотел умирать, «товарищи» оставили его самого. Но Гласс выжил, прополз пару сотен километров по дикой местности и не без помощи местных дружественных индейцев добрался до своих. Правда, устроить кровную месть неверным дружкам Гласс не смог: Бриджера он пожалел за молодой возраст, а Фитцджеральд бежал в армии. Эта история стала легендой, обросла фактами и домыслами, на ее основе было написано немало книг и сняты фильмы.
Кинолента «The Revenant» является экранизацией одноименного романа американского писателя Майкла Пункте (Michael Punke) (или Панке), который хоть и взял за основу историю Гласса, но, судя по всему, переврал ее настолько, насколько позволила совесть. Вероятно, все выдумки автора перекочевали и в фильм, где в историю о нападении медведя добавлено еще и преследования Гласса враждебными индейцами и убийство его сына от рук Фитджеральда, чего в реальности не было. Таким образом, реальная история выживания превратилась в выдуманную историю о мести.
«The Revenant» - художественное произведение, поэтому различные несоответствия реальным фактам вполне допустимы. Главное, чтобы смотреть было интересно. К сожалению, с текстом и реализмом отношения в фильме не сложились. Начинается фильм замечательно - с эпизода нападения индейцев на лагерь охотников. Причем показано все с позиции охотников. Паника, крики людей, которые только что-то говорили, а в следующее мгновение падают со стрелой в шее, залпы ружей, раскрашенные индейцы с томагавками выскакивают из-за деревьев, отступление к лодке - и все это с регулярным применением одноплановой съемки и правильной цветовой гаммы что создает незабываемые впечатление, а также обманчивую мысль, что дальше будет еще круче.
К сожалению, дальше по фильму круто выглядела только сцена схватки главного героя с компьютерным медведем - опять одноплановая съемка, укусы, травмы, которые получает главный герой. А вот с логикой в фильме сразу начинаются проблемы. Руководитель отряда, капитан Эндрю Генри (его именем назван знаменитый форт Генри) оставляет с раненым Глассом его сына (индейца-полукровка), того самого Бриджера, еще юного, совсем «зеленого» парня, и Фитцджеральна, который перед тем минут сорок убеждал охотников и зрителя в своем презрительном отношении к Хью, в своей психической неуравновешенности (по сюжету его когда-то частично скальпировали индейцы), и в том, что он главный антагонист фильма. Так что капитан Генри в фильме сам хотел, чтобы Гласс скорее умер. Далее в фильме есть эпизоды, где индейцы, которые в начале фильма из нескольких десятков метров стрелами попадали в цель, не способны попасть в Гласса с двух метров. Поражает и быстрая регенерация Гласса: несмотря на то, что у главного героя была сломана нога, он, немного поползал, и начинает самостоятельно ходить, преодолевая десятки километров, плавает в ледяной реке (выжив даже при попадании в водопад). Гласс что отец «Росомахи»? Ну, а эпизод, где Гласс на коне прыгнул в пропасть дал понять, что логика и реализм здесь ночевали, но, не дожидаясь утра, быстро бежали поджав хвосты.
Кстати, фильм затрагивает межэтнические и межнациональные вопросы. В фильме есть группа индейцев, которая преследует группу Гласса, а затем - только его. Индейцы в этом фильме очень глупые. По ходу выясняется, что они напали на охотников в начале фильма не из-за ценного меха, а потому, что вождь этого племени искал свою похищенную дочь и зачем-то решил, что именно группа Гласса к этому причастна. Правда это не помешало ему установить дружеские торговые отношения с группой французских охотников, несмотря на то, что в едином диалоге вождь эпически вытирает мсье, что он не вправе предлагать более выгодные для себя условия продажи товаров, поскольку они здесь чужие. Но дальше будет сюжетный поворот, в котором выяснится, что именно эти французы похитили и изнасиловали дочь вождя. Гласс «спас» дочь вождя, подкравшись и приставив французу пистолет к виску, когда тот уже заканчивал процесс. Гласс тут же вскочил на коня и убежал, оставив индианку там же, и как она смогла убежать от вооруженных охотников, чтобы эпизодически появиться с отцом в самом конце фильма - тайна местного сюжета.
История о мести в фильме отражена слабовато. Фитцджеральд по ходу фильма осуществляет попытку добить Гласса, нарывается на протест сына главного героя и убивает его. Правда, добить самого Хью он чего-то поленился, потому что тогда бы не было истории. Конечно, в конце фильма Гласс доберется до Фитцджеральда и отомстит убийце своего сына. Но какого-то восторга это не вызывает по ряду причин: во-первых, продолжительность фильма составляет 2,5 часа, в течение которого неоднократно возникает ощущение затянутости; во-вторых, вышеупомянутые проколы сценаристов не дают возможности воспринимать все всерьез; в-третьих, подкачал исполнитель главной роли.
Именно так, дамы и господа, актерская игра ди Каприо довольно посредственная. Несмотря на то, что актер в реале переживал холод и голод, как и его герой (если пресса не соврала), убедительно передать эти эмоции на экране он не смог. А главное, не верится, что Хью в фильме тяжело переживал потерю сына - похоже, сказуеться отсутствие в Леонардо опыта отцовства. Когда Гибсон в фильме «Патриот» страдал над телами убитых сыновей, это выглядело убедительно, а вот Ленчик не убеждает. Поэтому непонятно, за что актеру дали Оскара. Может, комиссия пожалела его, испугавшись, что в своей следующей роли он с собой что-то сделает.
Куда лучше ди Каприо со своей ролью справился Харди. Хотя его Фитцджеральд абсолютно плоский и по своей сути неинтересен персонаж, актерское мастерство Тома сделала свое дело - его действительно интересно смотреть и слушать. В принципе Харди еще в 2013 году в фильме «Лок» доказал, что способен сам держать на себе весь фильм, так что ничего удивительного. Вот что значат многовековой опыт и традиции английской театральной школы.
Про других актеров ничего сказать нельзя - стараются, но ничего особенного. Только через ознакомления с предыдущими ролями, можно отметить Вилла Поултер в роли Джима Бриджера, и Донал Глисона в роли Эндрю Генри. Правда, эта самое ознакомление мешает адекватно их воспринимать.
Занудное 2,5 часовое действо Иньяриту старался разбавить символическими артхаусными вставками - то Глассу приснится сон с разрушенной церковью, то Гласс вспомнит как когда-то убивал то ли британских, то американских офицеров, которые напали на индейское поселение, в котором он жил, то покажут гору черепов, то Гласс посмотрит прямо в камеру... в этих образах есть какой-то смысл, но какой - знают только авторы.
Есть ли что-то положительное в этом фильме? Да, техническая сторона. Картинка и операторская работа создают просто таки незабываемый положительный эффект (кроме разве что регулярного запотевания камеры, которое режиссер почему-то решил не «стирать»). Непревзойденные волшебные пейзажи дикой американской природы вызывают желание съездить в те местности, где проходили съемки. Жаль, но Иньяриту сделал слишком большую ставку на техническую сторону своего проекта. Тему выживания в дикой природе куда лучше раскрыто в «Джунглях» (2017), тему сюрреалистического противостояния с природой - в фильме «Серый» (2011). Хочешь узнать, какие тайны скрывают русские родственники за семью замками? Тогда скорее смотри эту обновленную подборку, где собран русский инцест секс с мамочками, папочками, братиками, сестричками... Посмотрев секс с русскими родственниками, ты узнаешь, что такое страсть. Не сомневайся - скорее русским инцестом наслаждайся!