Актуально: Школы Москвы Отдых с детьми Школьное питание Сегодня: 16 сентября, понедельник
Творцам
qr код
Конкурсы
Online конференции
София Гильдеева
Психолог отвечает на вопросы родителей
16 сентября 00:00

Президент детям
НАВЕРХ

Семейный психолог о школе

Б. Коваль

Собираете ребенка в школу?  Как помочь ему  адаптироваться  к занятиям? Как правильно установить контакт со сверстниками?  Как повысить успеваемость?
На вопросы в режиме онлайн с 12:00 до 13:00 31 августа отвечал семейный психолог Борис Коваль.

Вопрос
Здравствуйте Борис! У меня 9- летний сын. 1 сентября пойдет в 3-й класс. Все бы хорошо, но он целыми днями проводит у компьютера играя в стрелялки с друзьями. Оттащить его от компьютера практически невозможно. Книги не читает, да и школьные занятия ему не особо интересны. Со сверстниками разговоры только о компьютерных играх. Подскажите, как можно вытащить его из виртуального мира в реальный? Как заинтересовать его чтением книг? С уважением Владимир.
Автор вопроса Владимир Трафимов

Ответ

Здравствуйте, Владимир. Ваша проблема не нова: с ней сталкивается, пожалуй, каждый второй родитель. В подобной ситуации, я полагаю, запретительные меры не будут эффективны, попробуйте поступить по-другому. Покажите своему сыну, что реальный мир куда интереснее. Если он играет в гонки - сходите с ним покататься на картах. Если он любит стрелялки, как в вашем случае, предложите ему пойти поиграть в пейнтбол - либо всей семьей, либо с его друзьями по компьютерным играм. Оптимальным вариантом было бы пригласить родителей друзей вашего ребенка, и большой компанией, человек 10-15, вместе провести время. Реальный мир должен наполнить жизнь впечатлениями, которых он не получит в компьютере, только тогда компьютер станет просто домашней техникой.
Вопрос
Добрый день! У ребенка, девочка, 12 лет плохо устанавливаются контакты со сверстниками.Очень эмоционально на все реагирует и бывает плачет, а сверстники смеются. При этом читать научилась в 3 года и всегда много читает, по уровню знаний опережает свестников, старается общаться со взрослыми и старшими.
Автор вопроса Сергей Михайлов

Ответ

Ситуация достаточно распространенная. Причины такого поведения могут быть различными. Чаще всего – это неумение общаться со сверстниками и отстаивать свою позицию. Это может толкать ребенка на общение со старшими детьми или взрослыми, поскольку тогда складываются другие взаимоотношения: нет конкуренции, авторитет старших в глазах ребенка намного выше, к тому же они будут относиться к нему снисходительнее. Кроме того, Ваша проблема может быть связана с повышенной тревожностью ребенка: когда он хочет общаться, но боится. Возможно, раньше у нее был неудачный опыт: девочка опасается, как сложится общение, поэтому просто избегает его - тогда нет травм, которых она опасается. Иногда бывает, что ребенок опережает своих сверстников по развитию и ему с ними не интересно. Хотя в данном случае это, скорее всего, не Ваш вариант. Тогда это не вызывало бы такой сильной эмоциональной реакции у ребенка. Все-таки я склоняюсь к первому варианту. В любом случае здесь необходима личная консультация психолога.
Вопрос
Уважаемый Борис! Я родитель 10-летней школьницы. Как вы думаете, правильно ли выбран возраст детей (3-4 классы), смогут ли они в этом возрасте понять новый предмет "Основы православной культуры", который вводится с сентября этого года в наших школах. Поймут ли они, что такое вера? Хватит ли им 30 часов для постижения основ православной культуры? С уважением, Дмитрий Антоненко

Ответ

Что касается возраста, то здесь нет большой разницы, когда начинать духовное воспитание. Дети вполне могут воспринять подобный материал, и здесь самый важный вопрос: как именно он будет подан, будет ли учтен возраст. Опасностью может грозить ситуация, когда ребенку, воспитывающемуся в семье атеистов, будет прививаться сама религиозность (вера). Для ребенка, особенно в таком возрасте, это может стать сложной дилеммой, также это может спровоцировать его конфликт с педагогом. Поэтому здесь самое главное - личность педагога, его способность принять другую точку зрения с должным уважением.
Вопрос
Здравствуйте!Скажите,пожалуйста, мой сын идет в первый класс. В садик он не ходил,поэтому я переживаю, что ему будет сложно в коллективе.Как Вы думаете, сложно ли ему будет адаптироваться в классе и привыкнуть к школьному режиму? P.S. В принципе, проблем с общением у него нет: на площадке и на детских мероприятиях он без труда находит язык с другими детьми. Заранее спасибо. С уважением, Елена
Автор вопроса test test

Ответ

В данном случае это нельзя назвать проблемой. Переживания по данному поводу будут повышать уровень тревожности мамы, беспокойства, что в свою очередь может повлиять на ребенка, и ситуация может восприниматься им как угрожающая. Ребенок в подобной ситуации может рассуждать следующим образом: «Если такая большая и сильная мама так переживает и волнуется, то мне нужно волноваться и переживать намного сильнее, потому что я такой маленький и беззащитный».
Вопрос
Моему ребенку 8 лет, 1 сентября пойдет во 2-й класс. Мальчик очень общительный, проблем со сверстниками не возникало. Но вдруг в прошлом году из школы стал приносить все новые и новые нецензурные слова, а также разговоры о сексе... У меня был шок… я просто не знала, как реагировать на всё это. Меня даже вызывала в школу классная руководительница, чтобы мы как-то на него повлияли. Но мои нравоучения на него не действуют. Летом в каникулы он похоже, «подзабыл» то, чему «научился» в 1-м классе. Но сейчас мы опять пойдем в школу, где он встретится со своими друзьями, и я боюсь, что опять начнется то же самое, что было в 1-м классе. Подскажите, как мне себя вести и как ему доходчиво объяснить, что ругаться нельзя, и что так вести себя тоже нельзя. Он очень открытый и доверчивый ребенок, и часто не понимает, с кем можно общаться, а кого нужно обходить стороной… Спасибо. Екатерина

Ответ

Я думаю, в данной ситуации вам не стоит заострять внимание на проблеме. Это может привести к протестному поведению: ребенок начнет сквернословить нарочно, а наказания приведут к тому, что он просто начнет делать это скрытно, ощущая свою «победу» над родителем. Как показывает практика, самым верным будет не поддерживать такую манеру общения, показать, что вам неприятно слышать такое и предложить заменить на более подходящее слово. Ахи, охи, всплески руками только добавят задора и разожгут интерес ребенка к подобному поведению.
Вопрос
Здравствуйте, Борис! Скажите пожалуйста, нужно ли продолжать встречать ребенка из школы, если он уже учится в 5-м классе? и до какого возраста приемлемо встречать школьника, чтобы не казаться наседкой в глазах сына и его друзей? спасибо! Роксана, 32 года

Ответ

Ситуация очень индивидуальная. Часто это зависит от расположения школы. Я знаю одну семью, где мама не решается отпустить 11-летнего ребенка самостоятельно, потому что школа находится через дорогу. Правильнее всего ориентироваться на общую тенденцию, которая складывается в школе. Если большинство родителей провожают ребенка, это не будет вызывать негативной реакции со стороны сверстников и со стороны самого ребенка. В целом, в 5-м классе ребенка можно отправлять в школу самостоятельно, если школа не находится очень далеко. Возможно, в данном случае речь идет об излишней опеке.
Вопрос
Не рано ли отдавать дочку в школу, если ей всего лишь 5,5 лет?
Автор вопроса Алевтина Пяткова

Ответ

Скажу так: помимо интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе есть еще психологическая. Причем вторая наиболее важна. Невысокие показатели по тестам на общее развитие не так критичны, как психологическая неготовность ребенка к обучению. Для решения подобных вопросов самым верным будет обратиться к психологу, который сможет определить и психологическую, и интеллектуальную готовность ребенка к обучению. В данном случае, я полагаю, что родители несколько торопятся, так как пять с половиной лет - возраст все-таки достаточно ранний для школы. Кроме того, следует помнить: достаточно большая разница в возрасте может привести к тому, что одноклассники будут подавлять ребенка. Причем для мальчиков это актуальнее, чем для девочек.
Вопрос
Здравствуйте, у нас такая проблема: сын (11 лет) начал заикаться. Логопед никаких речевых патологий не нашла, посоветовала нам обратиться к психологу, так как мальчик нервный, впечатлительный. Скажите, пожалуйста, с чем может быть связано заикание?
Автор вопроса Алевтина Пяткова

Ответ

Заикание может быть вызвано причинами как психологического, так и неврологического характера. Именно поэтому самым правильным будет обратиться к соответствующим специалистам - психологу и неврологу.
Вопрос
Добрый день! Моя младшая дочка на днях идет в первый класс. Событие, безусловно, радостное, но уже сейчас ей немного не по себе – как она справится, сможет ли подружиться с другими детьми, поладить с учителями? Девочка стала хуже спать, она легко раздражается, плачет, с маниакальной дотошностью проверяет все ли готово к школе, не стащил ли маленький брат ее новый школьный пенал, если, не дай Бог, чего-то не досчитается, начинает орать, как сумасшедшая. Я в ужасе. Нормально ли такое поведение?

Ответ

Здесь речь может идти о повышенной тревожности вашей дочери в связи с предстоящим походом в школу. В такой ситуации с ребенком нужно больше общаться, обязательно обсудить, что его ждет в школе. Нужно говорить ему: во сколько вы идете в школу, во сколько забираете ее из школы. Можно словесно настроить дочь на то, что его ожидает при общении с детьми и педагогом. Все эти подготовительные моменты сделают поход в школу более понятным, а то, что знакомо ребенку, становится не таким пугающим, и беспокойство снижается. Что касается ситуации с пеналом, то самым простым выходом будет купить брату свой пенал, чтобы у него была возможность играть с ним и не брать вещи сестры.
Вопрос
Здравствуйте. Ребенку 12 лет, постоянный конфликт с преподавателем физики. Что делать, чью сторону принять? Как разобраться, кто прав?

Ответ

Родитель всегда является представителем ребенка. Поэтому в любой ситуации он должен отстаивать интересы ребенка и защищать их. На стороне педагога очень часто оказывается вся школа. На стороне же ребенка, если родитель становится на сторону школы, не остается никого. В этой ситуации ребенок может чувствовать себя затравленным, а в случае несправедливого обвинения это может причинить ему тяжелую психологическую травму и сказаться на будущих взаимоотношениях с родителями. Однако родитель всегда должен сохранять объективность, и если ребенок совершил какой-то серьезный проступок, то сначала нужно разобраться, в чем причина, но при этом проследить за тем, чтобы справедливое наказание все-таки последовало, если ребенок не прав.
Вопрос
Сыну 7 лет, с некоторых пор его поведение сильно изменилось – он начал спорить по любому поводу, оговариваться, капризничать, стало очень сложно с ним ладить. Что это – неправильное воспитание или возрастной кризис? Как с этим справляться?

Ответ

Кризис семи лет биологически не обусловлен. Он вызван самой ситуацией похода ребенка в школу. Если бы мы отдавали детей в школу в 9 лет, то и кризис начинался бы в этом возрасте. Любой кризис является процессом адаптации ребенка к новым жизненным обстоятельствам, новым социальным взаимодействиям. Кризис проходит болезненно, потому что у ребенка отсутствуют необходимые навыки для решения возникающих перед ним новых трудностей. В такой ситуации самым правильным будет набраться терпения и попытаться выстроить взаимоотношения с ребенком с учетом новых жизненных обстоятельств. Это относится ко всем кризисам при взрослении ребенка.
Вопрос
Здравствуйте! Сыну 14 лет, мальчик неглупый, но с успеваемостью в школе – беда. Я по-разному пыталась решить эту проблему: разговаривала с ним, просила больше стараться, быть внимательней на уроках, потом, когда терпение кончалось – срывалась, ругалась, наказывала. Понимаю, что это не выход, но сил уже нет выслушивать жалобы учителей! Скажите, может, я чересчур большое значение придаю оценкам? Как помочь сыну?

Ответ

По моему глубокому убеждению, школа должна не заставлять ребенка зубрить, а прививать ребенку интерес к знаниям и формировать в нем необходимый образ мышления, который позволит ребенку освоить школьную программу не только в рамках школьного материала, но и более обширно. Вариантом воздействия на ребенка могут служить сказки, фильмы, в которых подчеркивается важность знаний. Начинать это нужно еще в дошкольном возрасте. В 14 лет провести такую коррекцию значительно сложнее. Однако фильмы, подходящие по возрасту, могут оказать влияние на ребенка. Также со счетов нельзя сбрасывать общение с родителями. Если у ребенка нет повышенной тревожности, можно попытаться использовать элемент соревновательности с одноклассниками. В любом случае самым эффективным вариантом будет построение процесса обучения таким образом, чтобы он сам по себе был интересен ребенку.
Комментарии
С портала
VK
Facebook

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Реклама
А знаете ли вы?
В 1956 году был зафиксирован самый высокий IQ в мире. В возрасте десяти лет американка Мэрилин вос Савант показала результат в 228 единиц.

Книга рекордов Гиннеса

Опросы
Назовите Ваш любимый урок
Математика (0%)
Русский язык (0%)
Литература (50%)
Физика (0%)
Химия (0%)
История (25%)
Обществознание (0%)
География (0%)
Биология (0%)
Физкультура (25%)