Творцам
Конкурсы
Online конференции
Горькая участь первоклассника: психологи спешат на помощь
2012-11-16 12:00

Горькая участь первоклассников: психологи спешат на помощь

   Ваш ребенок начал ходить в школу и оказалось, что школа -  это не только праздник и веселые перемены, но и долгое сидение за партой; не только новые друзья, но и новые дразнилки и драки; не только умиление от успехов, но и постоянное ожидание успешности.

  При благоприятных обстоятельствах 2-3 месяца вполне достаточно, чтобы привыкнуть к изменениям в жизни. Когда ребенок не справляется с переменами в первые месяцы обучения и ему трудно адаптироваться к новым условиям, то можно наблюдать следующие проявления:
  • раньше ел с удовольствием, а сейчас даже любимые блюда не радуют;
  • спать хочет, но заснуть не может, а утром с трудом встает;
  • раньше был крепким малышом, а сейчас, то температура подскочит, то живот заболит;
  • вдруг стал терять в весе;
  • страхи, капризы, раздражительность, плаксивость все чаще замечаете в ребенке и никакие увещевания не помогают;
  • сидит тихонько дома и грустит;
  • стоит появиться родителям - ребенок бежит с тетрадками и все-все показывает, его хвалят, а он снова  и снова показывает,  снова и снова рассказывает;
  • стал вдруг упрямиться без видимых причин;
  • учитель жалуется, что ребенок не слушает на уроке, смотрит в окно или занимается чем-то другим;
  • начал учебу с удовольствие, но чем дальше, тем труднее выполнять задания
    Если в поведении вашего ребенка есть хотя бы 3 признака из перечисленных, то можно  говорить о том, что ему трудно, и он нуждается в вашей помощи.

   Чем родитель может помочь своему ребенку, Вы могли  спросить у психологов Центра системной семейной терапии Марины Слиньковой и Ирины Петровой 16 ноября
                                                                                    

                                                          Они были гостями нашей редакции


                                                       
 

Задать вопрос

Ваше имя

Ваш вопрос

Вопрос
Здравствуйте. Моей дочке в марте исполниться 6 лет. Есть два варианта: вести ее в школу в 6,5 или в 7,5? Не будет ли поздно в 1-й класс в 7 с половиной? Может быть, лучше не торопиться? С другой стороны, девочка очень рослая и хорошо развитая и духовно, и физически. Не будет ли она там слишком "выделяться" среди одноклассников?
Автор вопроса Людмила

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Решить, следует ли 6-летнему ребенку поступать в школу или лучше подождать год - значит определить, насколько он готов к школьному обучению. Готовность ребенка к обучению в школе определяется достаточно выскоим уровнем развития восприятия, памяти, логического мышления, познавательных интересов, усвоения правил поведения по отношению к другим людям и умения устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, умения управлять своим поведением, стремления преодолевать трудности. Для того, чтобы определить уровень готовности к школьному обучению - необходимо пройти тестирование.
Вопрос
В этом году сын пошел в первый класс, с воодушевлением, но вскоре запросился обратно в детский сад. Разговаривали с учителем - все нормально, активен, весел, конфликтов нет. На вопрос "Почему?", Отвечает "В садике лучше". Как поступить?
Автор вопроса Артем

Ответ

Отвечает  Марина Слинькова: Здравствуйте, Артем. Для того чтобы ответить на ваш вопрос, не хватает информации. Я бы посоветовала вам в разговоре с ребенком прояснить, что конкретно он имеет в виду, говоря «в садике лучше»? Может быть, у него там остались друзья или ему просто трудно высиживать урок за партой; может быть, воспитательница уделяла ему больше внимания или у нее был приятный голос; может быть, на занятиях он устает или его тревожит то, что он не успевает вместе с ребятами. По возможности сделайте это заинтересованно и без нажима. Очень важно понять, что было такого в саду, чего не хватает в школе. В разговоре стоит отметить, как вы относитесь к тому, что он теперь школьник (желательно коснуться не только обязанностей, но и перспектив). А еще родителям стоит вспомнить себя в этом возрасте и поделиться позитивными воспоминаниями.
Вопрос
Что делать ,если ребенок принес из школы ненормативную лексику? В семье никто матом не ругается и как-то услышали от нее однажды в сентябре. Поговорили-не стала,а сегодня услышала от девочки -одноклассницы,с которой играла моя девочка.Когда сделала замечание девочке,моя попыталась оправдать ее:мол,мальчик не отдавал ее игрушку.Меня волнует реакция моей дочери на мат из чужих уст-она не сделала ей замечание,а оправдала ее.Что делать? И из каких побуждений ругаются дети и как им объяснить,чтобы запомнили,что так не надо делать?
Автор вопроса Любовь

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Реагировать на различные ситуации ребенок учится у родителей, значимых взрослых или сверстников. В процессе взаимодействия ребенок перенимает опыт и переносит его в свою жизнь. Возможно, оправдывая свою подругу, ваш ребенок пытался оправдать себя, так как она видит негативную реакцию взрослого. В этом случае необходимо поговорить с ребенком о том, что это неприятно слышать и предложить другие способы, как реагировать на подобные ситуации.
Вопрос
Ребенок трудно встает по утрам в школу и пока его раскачаешь потратишь уйму времени своего и нервов.Это выражается в растягивании времени,затягивании завтрака,медленно одевается... Как мобилизовать ребенка,не тратя лишнее время и нервы на утренние сборы в школу?
Автор вопроса Наталья

Ответ

Отвечает Марина Слинькова: Здравствуйте, Наталья. С таким поведением родители сталкиваются довольно часто. Здесь будет полезно дать конкретные рекомендации. Если ваш ребенок медленно ест и проводит много времени за столом, то скорее всего это делается им для привлечения внимания и демонстрации власти над родителями. Следует сказать ребенку: «Если ты будешь слишком долго есть, то мне придется убрать еду, и тебе придется ждать, когда мы в следующий раз сядем за стол». Но если родитель будет непоследователен, то ребенок и дальше станет использовать такое поведение для влияния на родителей. По той же схеме можно изменить поведение ребенка, если он медленно одевается. Поговорите с ребенком и скажите ему, что вы ожидаете, что он будет одет к определенному времени. Если он не успевает одеться к завтраку, значит он не будет завтракать. Если ребенок продолжает упрямиться, то можно сложить в пакет одежду, которую он не одел, и предложить ему одеться уже в школе. Главное во всех этих рекомендациях - это то, что ребенок должен знать о последствиях до их наступления и спокойная готовность родителя сохранять невозмутимость и последовательность. И еще здесь очень важно, чтобы родитель демонстрировал свою признательность и высокую оценку в случае, когда ребенок добивается результата (например, спокойно ест и одевается).
Вопрос
Добрый день! Мы привели ребенка в 1-ый класс довольно хорошо подготовленным к школе. И в школе ему сразу стало скучно... Скажите, как быть с "переподготовленными" детьми? Как мотивировать их к учебе, если их уровень знаний намного выше, чем дает учитель?
Автор вопроса Евгения

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Возможны два варианта решения данного вопроса. 1. Поговорить с  учителем о дополнительных заданиях для ребенка на уроке, с целью сохранения мотивации к учению. 2. Каждая школа может выбирать программу обучения. Программы отличаются сложностью и объемом содержания. Возможно, найти школу, класс, где ребенок будет обучаться по одной из таких программ.
Вопрос
Здравствуйте!Сейчас каждая школа может выбирать программу .Как определить, справляется ли ребенок или ,может быть,ему нужно посложнее?Спасибо.
Автор вопроса Землянкина Вера

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Необходимо поговорить с учителем , как справляется Ваш ребенок с выполнением предложенных заданий на уроке, понаблюдать, как быстро выполняет домашнюю работу, легко ли с ней справляется или есть трудности, сохраняется ли интерес к получению новых знаний.
Вопрос
Здравствуйте! Моей дочери не нравится учительница. (замечательный и опытный педагог).Как мне быть,оставить все как есть,менять класс или..?
Автор вопроса Марина Никульцева

Ответ

Отвечает Марина Слинькова: Важно уточнить: что значит «не нравится»? Форма недовольства бывает достаточно мягкая, а действия предлагаются вполне решительные. Не совсем ясно также, как вы поняли, что это «замечательный» педагог? От стиля преподавания очень много зависит. Одним детям важно мягкое отношение и поддержка, а другим полезнее, когда им четко определяют границы  дозволенного. Серьезные проблемы в усвоении материала может создавать также тот факт, что учительницы неприятный, высокий, громкий голос. Если же вы отмечаете, что ребенок подавлен, испуган, постоянно испытывает тревогу и напряжение, то стоит выяснить, с чем конкретно это связанно. Доверительный разговор и поддержка ребенка позволят вам прояснить причины.
Вопрос
Здравствуйте,Ирина и Марина.Подскажите, чем ограничивается помощь родителя в выполнении домашнего задания.Спасибо.
Автор вопроса Землянкина Вера

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Ребенка необходимо научить учиться. Для этого любое задание надо не только объяснить, но и показать пример выполнения. Начинать необходимо с легких заданий и постепенно переходить к сложным. Как только ребенок научается выполнять задание, дать возможность выполнить подобное самостоятельно. При этом важно оказывать поддержку ребенку, хвалить его за успехи и избегать негативных оценок.
Вопрос
Моя дочь пропускает в словах гласные.Это может говорить о задержке в развитии?И как с этим бороться?
Автор вопроса Костина Алена

Ответ

Вам нужно обратиться к логопеду. Это область его компетенции
Вопрос
Здравствуйте,уважаемые психологи!Моя дочь учиться в первом классе. Успевает,но очень устает от большого количества людей.Как ей помочь адаптироваться?
Автор вопроса Никульцева Марина

Ответ

Отвечает Марина Слинькова: Возможно, у девочки «медленный тип»: ей трудно анализировать массу новой информации, общаться с новыми детьми, которые к ней обращаются с вопросами и предложением игры. Такой тип детей можно определить простым способом: кладем тетрадный листок в клетку, просим ребенка поставить в каждую клеточку точку. Для шестилеток требуется 10-12 секунд, для семилеток – 6-8 секунд, для «медленного типа» почти в 2-2,5 раза больше. "Медленный тип" - это не синдром, не признак чего-то плохого, это особенность ребенка. Данную характеристику можно скорректировать. Хотя с течением времени ребенок не станет «живчиком», но к десятилетнему возрасту темп усвоения информации все равно увеличится. Важно не торопить, не кричать, не оказывать активного давления – иначе это «сыграет наоборот».
Вопрос
В моей семье вроди бы все спокойные, не скандалят, не кричат, а моему ребенку ставят СДВГ. Чем это можно объяснить?
Автор вопроса Елена

Ответ

Отвечает Марина Слинькова: Причины СДВГ - нарушения в развитии центральной нервной системы. Это может быть связано с родовой патологией, с негативными факторами (алкоголь, курение, прием лекарств и т.д.) Иногда это происходит после какой-то травмы ( психологической или физической). Иногда есть и природная предрасположенность. В год – это непоседливый малыш, про которого можно сказать «ни минуты покоя». В 3 года становится заметно, что ему уже трудно выдерживать правила игры. С 3 до 5 лет проявляется неустойчивость настроения - он может плакать без причины, либо неожиданно засмеяться, часто это бывает без видимых причин.   В 6-7 лет это уже сказывается на концентрации внимания. Но к 10 годам часто эта тенденция идет на убывание. Очень важно, чтобы родители четко понимали, что очень многое зависит именно от них и как они реагируют на его успехи и неудачи, важно соблюдать режим.  
Вопрос
Какие сложности ждут моего сына в первом классе, если у него СДВГ? ( это врач поставил)
Автор вопроса Кира

Ответ

Отвечает Марина Слинькова: При гиперактивности ребенок просто не может изменить свое поведение по желанию взрослых. Здесь надо придерживаться определенной тактики работы с ребенком. Нельзя кричать на ребенка, угрожать ему, осуществлять агрессивный нажим. Это шаг в никуда. Эффективность зависит не от активности взрослого, а от того, как именно он  это делает. Терпеливость и последовательность- залог успеха. Важно, чтобы был контакт «глаза в глаза», чтобы ребенок не отвлекался. Указания должны быть четкие, короткие, ясные, слова простые. При общении , при выполнении заданий всегда надо отмечать позитивные моменты, не выискивать негатив, а только после этого обратить внимание на ошибки.  Главное - поймать его положительный настрой. При выполнении заданий надо делить их на короткие части,  ему трудно удерживать длинное задание в памяти. Необходимо создать условия, чтобы было как можно меньше отвлекающих моментов ( порядок на столе, нежелательно присутствие посторонних людей, шум телевизора, музыки). Если при выполнении задания ребенок нервничает, капризничает, обижается, то будет полезно отвлечь его от этого занятия, например, сделать разминку, дать ему подвигаться, умыть холодной водой.
Вопрос
Добрый день! Такой вопрос, дочери очень сложно адаптироваться в коллективе. Она умеет читать с 3-х лет и знает гораздо больше сверстников. Видимо из-за этого у нее совершенно нет контакта со сверстиниками. Когда она ходила в сад, то такого не наблюдалось. Правда в сад она ходила нерегулярно.
Автор вопроса Сергей Валерьевич

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Если были налажены социальные контакты с детьми в дошкольном учреждении, то такой проблемы в школе не должно быть. Адаптация в коллективе - понятие широкое. Оно включает в себя положительное отношение к школе, мотивацию к учению,  сформированность интеллектуальной сферы и социальной сферы. Период адаптации длится 2-3 месяца, и вполне вероятно, что в это время ребенок испытывает трудности. Сейчас идет привыкание к коллективу сверстников, к требованиям школы, класса.  Вероятно, по завершению процесса адаптации у девочки наладятся отношения со сверстниками.
Вопрос
Добрый день, у меня два вопроса, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу? Когда ты видишь, что он готов, обладает необходимыми знаниями, возврат ребенка 6 лет, или все-таки дождаться 7 лет, чтобы ребенок более сознательно относился к самому процессу обучения, поскольку он станет старше? Насколько важно подбирать не школу, а Первого учителя для ребенка?? Многие родители выбирают именно школу. А некоторые родители спешат, отдают ребенка в 5-6 лет в школу ,чтобы он попал к хорошему, уже знакомому и зарекомендовавшему себя педагогу. Заранее благодарю, Людмила
Автор вопроса Котыхова Людмила

Ответ

Отвечает Ирина Петрова: Совершенно не нужно отдавать ребенка рано в школу. Есть такой фактор, как психологическая зрелостьребенка. К этому невозможно подготовить. Это идет естественным путем и зависит от темперамента, от окружения. Очень важно попасть к хорошему учителю, потому что непосредственный контакт у ребенка устанавливается с учителем. Здесь важен даже голос учителя. Важно познакомиться с  ним, поговорить, оценить его темперамент. Если учитель очень активный, с быстрой речью, то очень спокойный ребенок никогда не будет успевать усваивать материал. Он будет уставать и будет испытывать сложности, постоянную тревогу. Активному ребенку, наоборот, нужен учитель активный и с темпераментом.
Вопрос
Здравствуйте! Скажите, как организовать режим дня, чтобы ребенок не переутомился?
Автор вопроса Виктория

Ответ

Отвечает Марина Слинькова: Для ребенка важно, чтобы было не менее 10-11 часов ночного сна. Важна ежедневная  прогулка на свежем воздухе 2-2,5 часа. На игры и телевидение можно выделить 1,5 часа в день. Сами занятия и дорога должны занимать максимум 4-5 часов в день. Для дополнительных занятий (музыка, спорт) достаточно 1 часа. Если ребенок плохо засыпает, капризничает, было бы очень полезно перед сном прогуляться 30 минут и подышать свежим воздухом. Потом можно принять теплый душ, выпить стакан молока с медом и легкий массаж. После этого ребенок может полностью расслабиться.   
Вопрос
Добрый день, подскажите как определить готов ли ребенок к посещению первого класа?
Автор вопроса Людмила

Ответ

Для этого необходимо пройти тестирование.
Вопрос
Здравствуйте,уважаемые психологи! Моя дочь живой ,подвижный ребенок,любит общение, но после некоторого перерыва,например,болезни, боится идти в школу. Как научить ее справляться с этими страхами?
Автор вопроса Вера Николаевна

Ответ

Вы можете прийти к нам в Центр Системной Семейной Терапии 29 ноября, четверг, 19.00 – 21.30  на семинар для родителей «Горькая участь первоклассника: от школьной  дезадаптации к школьному неврозу».  Мы разберем эту тему.
Комментарии
Елена / 17.11.12 в 21:00
Спасибо большое за конференцию.. Было много полезного))

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии

Президент детям
Реклама
Опросы
Как вы провели осенние каникулы?
Дома, ничего не делая. (14%)
Отдыхал с родителями (29%)
Путешествовал с классом (29%)
Учился, исправлял "хвосты" (0%)
Другое. (29%)