Как стать писателем. Советы от Анны Берсеневой и Владимира Сотникова
26 авг. 2014 г.

Как стать писателем. Советы от Анны Берсеневой и Владимира Сотникова

Варя Соколова уже думает о будущей карьере. Она поговорила сразу с двумя писателями, чтобы задать им самые важные вопросы.

Мечтаешь стать крутым писателем, чтоб твои книги издавались миллионными тиражами? Не скромничай, хоть раз в жизни эта мысль точно появлялась в твоей голове! Я вот тоже – не исключение. Поэтому и решила встретиться с успешными писателями. Знакомься!

Анна Берсенева, автор более 25 романов. Совокупный тираж книг автора перевалил за 3 млн экземпляров. По романам автора сняты многосерийные художественные фильмы: «Капитанские дети», «Слабости сильной женщины», «Ермоловы» и др. В день нашей встречи автор презентовала свою новую книгу – «Женщины да Винчи».

Владимир Сотников, детский писатель, прозаик, автор многочисленных приключенческих повестей.

По каким предметам у вас были пятерки в школе?

Татьяна: По всем предметам у меня были пятерки. Окончила школу с золотой медалью. Но, по правде говоря, это был аванс от учителей. Конечно, предметы гуманитарного цикла я знала гораздо лучше, чувствовала себя в них совершенно свободно, у меня абсолютная грамотность. Я читала всегда, писала хорошие сочинения, историю очень любила, то есть все, что относится к гуманитарным предметам, не вызывало сомнений.
Но математика, физика – все это было источником постоянного напряжения. Я понимала, что по-настоящему, на пятерку не знала. Брала только старанием и упорством.
Некоторые думают: зачем тому, у которого нет способностей к математике, учить ее в полном объеме? Это обязательно нужно! Школа должна дать базовые знания, способность разносторонне мыслить. В школьной программе нет ничего такого, чего не мог бы осилить школьник, там все доступно.

Владимир: Стыдно об этом говорить, но пятерки и у меня были по всем предметам. Мои родители были учителями в моей школе, и я не мог учиться плохо. Я хочу сказать, что большая ответственность лежит на учителях. Я вот хотел быть похожим именно на своих учителей. Мои учителя были красивыми и добрыми.

Как вы считаете, писатель – врожденный талант или его можно развить?

Владимир: Врожденный, который надо развивать. Конечно, способности необходимы: воображать, придумывать. Необходимо, например, суметь перенести себя на место главного героя. Нельзя писать, если не прочувствуешь историю сам. Развивать способности необходимо чтением. Сколько себя помню, всегда читал и обдумывал, а как бы написал это я. Это и есть самая длинная школа в моей жизни.

Татьяна: Поскольку я преподаю в литературном институте, часто спрашивают, разве можно научить человека писать? Конечно, должны быть определенные данные изначально. Но человеку, у которого есть талант, можно помочь его развить. Даже если человек развивается самостоятельно, ему все равно необходим наставник, который мог бы оценить со стороны его труды и подтолкнуть к верному направлению. Самообразование обязательно, нужно идти от книжки к книжке и расширять возможности того, что ты узнаешь.

А как молодым писателям, журналистам стоит относиться к критике со стороны редактора или читателя? Воспринимать благосклонно или оставаться при своем мнении?

Татьяна: Безусловно, к любой критике стоит относиться адекватно и впитывать в себя только самое важное. Я надеюсь, что талант человеку подскажет, каким советам стоит следовать, а каких стоит избежать.

Владимир: Я считаю, что доверять стоит себе, а не непонятным советам: в них может быть больше обмана, чем в самообмане. И если вы действительно талантливы, чужие советы вас могут погубить.

Чем можно зацепить читателя?

Владимир: Я думаю, эмоциями, чувствами и сопереживанием. Сам же я вспоминаю, что мне было интересно все, что я переносил на себя. Пиши о том, что тебе интересно, и мир прислушается.

Татьяна: Читателя заинтересует эмоциональное напряжение, возможность найти себя в главном герое, сложность выбора.

Владимир: В любом произведении, которое «цепляет», как раз стоит проблема выбора. Ты так сделаешь или не так. Это однозначно должно быть.

Считаете ли вы, что человек, который прочел много книг, по-своему богат?

Владимир: Безусловно, прочитавший много книг избавляется от многих заблуждений в жизни. Он становится мудрым, а это ли не богатство?

Татьяна: Я тоже считаю, что он богат. И не в том расхожем смысле, что знание – это богатство. Он просто начинает лучше понимать, что ценно в жизни, а что нет. И от того, что не стоит делать, он себя избавляет. Очень многое из книги узнаешь в концентрированном виде. Книги хранят историю и обогащают лексикон.

Как вы относитесь к тому, что многие перешли на электронные книги, а про бумажные забывают?

Татьяна: Это лишь дело привычки. Я люблю читать бумажные и категорически не читаю пиратские книги, так как это по сути кража. Но мы с вами в Москве находимся в привилегированной ситуации: можем пойти в магазин и купить любую книгу. А человек в маленьком городке лишен такой возможности, ему остается читать лишь электронные варианты.

Владимир: К этому постепенно привыкнут. Ведь раньше писали на каменных дощечках, затем перешли на бересту, затем на папирус. Все постепенно меняется и принимается.

Я знаю, что вы, Татьяна, не обучались на сценариста, но, несмотря на это, написали несколько отличных сценариев. Как думаете, стоит ли вообще на него учиться?

Татьяна: Я действительно на него не училась, но когда мне предложили экранизировать в 2002 году цикл книг «Капитанские дети», продюсеры предложили мне написать сценарий. Я поначалу отказалась, начали писать сценаристы. И я пришла в ужас, потому что люди, называющие себя опытными сценаристами, таковыми на самом деле не являются. Я попросила продюсеров дать попробовать написать мне серию, получилось, но здесь нужны способности. Молодым людям стоит посещать курсы и обязательно прочесть книгу Роберта Макки «История на миллион». Это гуру сценарного мастерства в Голливуде.

Какие советы вы могли бы дать школьникам, мечтающим о писательском ремесле?

Владимир: Я бы посоветовал вести дневник каждый день, записывать все идеи, сны, впечатления обо всем, мысли. Как можно больше писать. Беседовать с собой, как с собеседником. И, конечно же, читать.

Татьяна: А потом, когда вы начнете писать какие-то зарисовки, рассказы, впечатления, и когда накопится уже достаточно, стоит подыскать литературную студию. Сначала может быть и скучно, но потом вы втянетесь и почувствуете себя в своей среде. Взгляд со стороны на ваши работы необходим.

С писателями общалась Варвара Соколова

Новости от школьников

«Реальная Школа»

Прокомментировать

Авторизуйтесь, чтобы сразу видеть ваши коменарии. Сообщения содержащие нецензурную лексику будут удалены.