Экспрессивное обучение

31.05.2016

Когда Фрэнк был в состоянии перейти к менее зависимым и к более экспрессивным типам игры на сессиях, терапевт решил, что наступило время начать проработку его биографии. Этот процесс начался при помощи постепенного увеличения количества генетических интерпретаций, привязывающих все больше и больше эмоций, мыслей и видов поведения Фрэнка к тому, что он переживал в прошлом. Каждый раз, когда делитсь такая интерпретация, он становился очень тревожным и пытался срочно сменить тему.

Постепенно Фрэнк и его терапевт начали делать людей из пластилина; эти люди практически немедленно идентифицировались как родители мальчика. В ходе одной из сессий терапевт сидел и держал Фрэнка, как они делали на ранних стадиях лечения. Он сказал, что знает, что это будет очень трудно для Фрэнка, но хочет, чтобы тот вспомнил события дня, когда погибла его мать. Фрэнк пришел в состояние сильного возбуждения, но терапевт крепко держал его, и ребенок начал вспоминать свою историю. В соответствии с довольно конкретным мышлением Фрэнка и ограниченной способностью к оценке времени его воспоминания звучали так, будто все пережитые им травмы произошли в один и тот же день. Он на самом деле хранил воспоминания о всех своих травмах в одном месте, поэтому неудивительно, что они полностью захватывали его. К концу сессии терапевт оказывал ребенку максимально возможную заботу и поддержку, признавая, насколько эта сессия была трудной для мальчика, и подчеркивая, что Фрэнк впервые смог думать обо всех событиях своего прошлого одновременно и при этом не сорваться на агрессивное отреагирование (кроме того, что он разломал пластилиновые фигурки). В любом случае вы всегда можете посмотреть видео уроки онлайн и открыть для себя что-то новое.

В этом контексте терапевт начал определять для Фрэнка то, насколько его ярость по отношению к родителям до сих пор мешает ему ежедневно удовлетворять свои потребности. Из-за гнева и страха он никогда не чувствовал себя в безопасности. Из-за того что фоном его настроения всегда была ярость, вещи, которые у другого человека вызвали бы легкое раздражение, приводили его к вспышкам очень опасного поведения. А из-за сохранившегося чувства вины за то, что он развел огонь, убивший его мать, он сохранял остро амбивалентные отношения с огнем. На сессиях началась работа по поиску способов выпускания ярости Фрэнка, чтобы он не взрывался, каждый день вступая в обычные взаимодействия. Помимо этого, ребенок и терапевт начали изучать вопрос о том, почему и как Фрэнк устроил пожар. Наконец они начали в режиме разрешения проблемы искать другие способы выражения страха и гнева, помимо разведения огня. Вся эта работа, основанная на когнитивном компоненте и привязанная к реальности, перемежалась значительным количеством изобразительных игр.