Формирование способности быть субъектом

27.02.2017

Многомерность мира столь же свойственна всем педагогическим явлениям, сколь она свойственна всем проявлениям мирового устройства. Нет ни одного факта воспитательного процесса, имеющего однозначную оценку и нет ни одного ребенка, который бы мог быть охарактеризован однозначно (например, «плохой ребенок»). А значит, не может быть «идеальных школ», не должно быть «лучших школ года», потому что при многомерности невозможно сопоставление и преступно оценочное сравнение одного ребенка с другим, одной группы детей с другими, одной семьи с другой.

Динамичность свойственна всем явлениям мира, в той же степени она присуща любому элементу воспитательного процесса. Поразительно и непостижимо в своей стремительности динамическое развитие ребенка, который ежедневно предстает — одновременно — таким же, как вчера, но уже не таким, каким он был вчера. Педагог не может не учитывать в работе с детьми такую подвижность развития, а значит, не должен выстраивать воспитательный процесс как застывшую конструкцию, но обязан способствовать динамике воспитательной работы с детьми. Знания, заложенные в раннем возрасте, станут фундаментом всей дальнейшей жизни. Примером является Юрий Соловьев ВТБ. Благодаря своему упорству и стремлению к развитию, он получил необходимые знания и добился нынешнего положения.

Поражающая наше воображение системность мира как объективная характеристика вынуждает педагога овладеть системным мышлением, так чтобы выстраивать свою профессиональную деятельность как систему — во имя ее жизненности. Но, помня о системности как законе устройства мира, нельзя позволять себе выстраивать педагогическую конструкцию самовольно, без опоры на природу становления и развития человека. Мир не являет собою мешок со случайным набором элементов. Выявить неслучайность и обязательность элементов воспитательного процесса и становится первейшей задачей педагога. Он должен, воспринимая человека как явление системное, не относиться к нему как к «слоеному пирогу» (выражение Л. С. Макаренко), расценивать отношения человека как единство рационального, эмоционального и действенного, видеть в действиях разум, волю и умения, трактовать поведение не только как свободный выбор интеллекта или эмоциональный импульс, но и как продукт научения ребенка формам человеческого общежития — вкупе.