Арктическое судоходство: проблемы двух морских проходов

Доктор Оран Р. Янг — директор Института арктических исследований США, член Совета по исследованию космоса Национальной академии наук, сопредседатель правления Комитета арктических социальных наук. Одновременно он занимает ряд других важных постов в американских и международных научных организациях. Его научные интересы охватывают вопросы консолидации совместных усилий и создания общественных институтов для решения экологических проблем Арктики. Недавно вышли две новые книги Янга — «Международное сотрудничество: создание режима по использованию природных богатств и охране окружающей среды» и в соавторстве с Г. О. Шеренко «Арктический век: горячие конфликты и холодные реальности».


Естественно, что суждения американского ученого не во всем совпадают с мнением советских специалистов.


Северо-восточный морской путь в Индию вокруг северного побережья Евразии и Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий через Канадский апхипелаг имеют много общего. Это два сложных прибрежных морских прохода, протянувшихся на несколько сот километров через воды, полные льдин, примыкающие к необъятным ледовым пространствам Арктики. Оба эти прохода как магнитом притягивали искателей приключений, движимых желанием открыть новые земли и моря, но в конечном счете руководствующихся трезвым коммерческим интересом проложить суливший большие прибыли торговый путь.


После нескольких веков безуспешных попыток, овеянных героизмом и приведших к гибели многих людей, Норденшельд в 1878—1879 гг. на «Веге» первым прошел Северо-Восточным проходом из Атлантического океана в Тихий. Вслед за ним Амундсен на судне «Йоа» первый покорил Северо-Западный проход в 1903—1906 гг. И сегодня не ослабевает интерес мировой общественности к этим двум морским путям, которые могут соединить Европу со странами Востока более коротким и удобным путем, чем традиционные маршруты, проходящие через Панамский и Суэцкий каналы, не говоря уже о самых длинных, огибающих мыс Горн и мыс Доброй Надежды.


Однако при любых оценках настоящего развития торгового судоходства в Северо-Восточном и Северо-Западном проходах резких отличий в их положении значительно больше, чем подобий. При Советской власти Северо-Восточный проход превратился в одну из главных торговых артерий, которую обслуживают сотни судов, перевозящих ежегодно миллионы тонн грузов. В большинстве случаев это каботажные плавания. Проходы судов по всему пути редки. В основном перевозится сырье (руда и лесоматериалы) из районов, находящихся в глубине страны и удаленных от прибрежной полосы, а также другие товары, необходимые для поддержания жизнедеятельности городов и поселений Севера.


В настоящее время навигация здесь длится не более пяти месяцев в году, а проход возможен (не без соответствующих экономических затрат) при использовании крупнейшего в мире ледокольного флота практически в любое время года. Развитие Северо-Восточного прохода как коммерческой артерии начиная с 1930 г. стало предметом открытой политики Советов. Было проведено широкое инвестирование в развитие инфраструктуры: портов, навигационных средств и разветвленного административного аппарата. В целом, созданная система известна сегодня как Северный морской путь. Один из лучших серверов пв perfect world 1.4.6 classic x10


7a137f50acd647c050fe246b483bbbe2